7268 DRAGON T-34/76 Mod. 1943 German Army
Обзор модели танка Т-34 выпуска 1942 года. Набор фирмы “Dragon” №7268 представляет большой интерес, так как позволяет собрать трофейные варианты танка, использовавшихся в немецких подразделениях. В инструкции представлены четыре варианта сборки – танк Т-34 10-ой роты 3-го батальона истребителей танков 2-ой танко-гренадерской дивизии СС «Дас Райх», машину из состава 11-го танкового полка 6-ой танковой дивизии, машину из состава 2-ой роты неустановленного подразделения, и интересный вариант – дважды трофей, модернизированный немецкими подразделениями танк, вновь захваченный неустановленной советской частью.
Временно отойдя от обзора модели, стоит сказать несколько слов о теме использования Т-34 в немецких подразделениях. Не секрет, что немецкими частями в ходе 2-ой Мировой Войны было захвачено значительное количество трофейной техники, эта техника достаточно активно применялась в передовых порядках, для проведения диверсионных рейдов, решения разведывательных задач, а также охранных функций в тыловых районах. Танки Т-34 выпуска 1942 года зачастую модернизировались немецкими ремонтными подразделениями: для устранения основного недостатка танка – плохой обзорности, устанавливались командирские башенки от поврежденных немецких танков. Устаналивалась новая светотехника – фары Notek, задние огни, звуковые сигналы, а также различные дополнительные ящики для имущества. При установке немецкой командирской башенки, имевшей большой размер, у крышки люка заряжающего срезался сегмент и вваривался в люк, а оставшаяся часть крышки свободно открывалась, не упираясь в командирскую башенку. Танки, модернизированные на танкоремонтном заводе, созданном немцами на ХПЗ, получили более широкий спектр отличий – машины дополнительно оснастили бортовыми ящиками с поперечным сечением в виде параллелограмма (удачно названные С.Голиковым ромбовидными), кронштейнами для крепления запасных траков в лентах на кормовой части бортов. Часть машин получила бортовые экраны, прикрывавшие борта танка ниже надгусеничных полок. Кроме этого, танки могли получать и другие дополнения – забашенные ящики немецких танков и просто короба для различного имущества.
Но вернемся к модели, для сборки трофейных машин в набор добавлены литники с дополнительными деталями, плата фототравления и лист декали. Также набор укомплектован несколькими вариантами опорных катков – восемь литых с внутренней амортизацией, шесть литых обрезиненных и восемь штампованных обрезиненных, давая возможность использовать различные комбинации. Литник K является основным для «германизации» Т-34, аналогичным литником комплектуется и модель Т-34 выпуска 1941 года, представляющая собой вариант модернизации танкоремонтного завода в Риге, что обуславливает появление ряда неиспользуемых (хотя и весьма полезных) деталей. Литник включает дополнительные ящики, командирскую башенку танка PzIII или IV, фары Notek и задние огни, а также ряд других мелочей.
Однако приступив к сборке модели первоначальное воодушевление оказалось быстро охлаждено неточностями модели. Базовый набор, который лег в основу немецкой машины, имеет ряд серьезных неточностей, к которым можно отнести несоответствие реальным прототипам нижнего кормового листа корпуса, излишне выступающего верхнего лобового листа, избыточно утрированная укрупненность многих мелких деталей, непродуманность в монтаже поручней башни, приклеиваемых в достаточно крупные пазы и установку поручней на лобовой плите, которая не соответствует прототипам. Негативное впечатление произвели и гусеничные ленты, выполненные из резиноподобного материала. Предложенное фирмой способ крепления буксировочных тросов между передними и задними буксировочными крюками не мог быть осуществлен.
Дальнейший обзор набора попробуем провести с привязкой к конкретным вариантам сборки, предлагаемым в инструкции. И первым рассмотрим вариант машины из состава дивизии СС «Дас Райх», прошедшей доработку на танкоремонтном заводе в Харькове. Для сборки этого варианта на литниках присутствует ромбовидный ящик, фара Notek, а на плате фототравления присутствуют бортовые экраны. Но при выборе этого, вероятно наиболее интересного варианта, будет наблюдаться ряд неточностей – во-первых, машины, модернизированные танкоремонтным заводом СС, комплектовались двумя ромбовидными ящиками на бортах корпуса. Установка комплекта из лопаты, ножниц и двух ломов на левом борту не соответствует реальности. Во-вторых, отсутствует укладка из восьми запасных траков на кормовой части бортов корпуса. В-третьих, полностью отсутствуют кронштейны крепления экранов к надгусеничным полкам, что наводит на единственную мысль – фиксацию этих экранов клеем непосредственно к боковой поверхности надгусеничных полок. Еще одним недостатком, не позволяющим собрать аутентичную копию, является отсутствие на декали белого круга со свастикой в центре, нанесенного на поверхность крышки люка над местом заряжающего. Также для постройки точной копии танка с башенным номером 1023 необходима замена предлагаемого в травлении и пластике дополнительный ящика ЗИП на корме на копию немецкого металлического ящика для минометных мин, а также установка еще одного ромбовидного ящика на левом борту. На танках дивизии на корме также устанавливалась дополнительная светотехника (фары), позволявшие двигаться в колонне, однако деталь К17 указывается как неиспользуемая. Форма башни не соответствует прототипу, а избыточная толщина крышек башенных люков заставляет избегать сборку с установкой их в открытом положении.
Вторая машина, предлагаемая к сборке из набора, танк из состава 6-ой танковой дивизии, также участвовавшая в операции «Цитадель». Эта машина имела незначительный объем доработок, внесенных германскими ремонтными подразделениями, и включавшими установку немецкой командирской башенки с дефлектором (пулеотбойником) перед ней. В отличие от предыдущего варианта, танк был оснащен кормовыми топливными баками. Возможно, этот вариант показывает один из танков, участвовавших в диверсионном рейде в районе переправы через реку Донец. Крыша башни модели отлита вместе с дефлектором, который хотя и выглядит весьма аккуратно, но несколько мелковат и имеет недостаточный наклон, а крышка люка заряжающего также имеет избыточную толщину. Но командирская башенка, заимствовавшаяся от танков Pz III и Pz IV вышла весьма аккуратно и позволяет приклеить крышки люка в открытом положении.
Третий вариант – перезахваченный Т-34 с немецкой командирской башенкой, но окрашенный уже в стандартный для Красной Армии цвет 4БО. На подходящем данному варианту сборки прототипе, тем не менее, другой вариант башни, с «гладкими» кромками.
Последний варианта сборки не удалось привязать к существующим снимкам, он представляет собой танк Т-34 без видимых доработок, но получивший окраску и маркировку, согласно германских стандартов.
Подводя итог, можно сказать, что набор фирмы “Dragon” требует серьезных доработок для изготовления аутентичной модели-копии германских версий знаменитой тридцатьчетверки.
Прототипы
источник http://beute.narod.ru